Тема 3.1. Организация развивающей образовательной среды для детей раннего возраста в группе и на участке детского сада

Вопрос 6. Обеспечение информационной безопасности образовательной среды

Один из актуальных на сегодняшний день вопросов – это вопрос обеспечения информационной безопасности ребенка.

Натиск современных информационных потоков является одной из причин негативных изменений в физическом и психическом развитии детей: гиподинамия, эмоциональные проблемы, разного рода зависимости и пр. (И. Буранов, Л.М. Либерман, Д.И. Фельдштейн и др.).

С целью сохранить психическое и физическое здоровье детей в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 5 данного закона «К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего».

«К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани» (часть 3 статьи 5 ФЗ-436 от 29.12.2010 г.).

Требования к информационной продукции для детей разного возраста установлены в статьях 7­–10 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В законе выделены четыре возрастные категории детей: дети, не достигшие возраста шести лет; дети, достигшие возраста шести лет; дети, достигшие возраста двенадцати лет; дети, достигшие возраста шестнадцати лет. Выделенные возрастные категории не совпадают с привычной для педагогов возрастной периодизацией детского развития, но именно в соответствии с ними осуществляется классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ.

В связи с этим, особое внимание следует уделить информационной продукции, используемой для обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Согласно действующему законодательству Российской Федерации в области образования возможность реализации образовательных программ дошкольного образования предусматривается для детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Однако часть 2 статьи 15 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет, что «Содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных организациях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет». На ней должен быть размещен знак информационной продукции в виде цифры «0» и знака «плюс». Таким образом, вся информационная продукция для детей раннего возраста должна иметь маркировочный знак «0+».

Вместе с тем, наличие маркировочного знака «0+» на продукте не означает психолого-педагогической целесообразности его использования в работе с детьми до трех лет. Причины могут быть различны: подача материала (форма, методы) сложна для восприятия ребенка до трех лет, содержание материала преждевременно для ребенка до трех лет и т.п.

В связи с этим, от воспитателей групп раннего возраста требуется не просто следовать требованиям, установленным статьями 5, 7 и 15 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ, но и самостоятельно оценивать психолого-педагогическую целесообразность использования той или иной книги, театральной постановки, развлечения и т.п. в образовательной работе с детьми раннего возраста.

Для этого необходимо учесть, что восприятие информационной продукции оказывает воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяют этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Этическое развитие идет по двум линиям: следование общепринятой норме (что нужно и не нужно делать) и отношение к другому как к самому себе (сопереживание, содействие и пр.).

Герои произведения становятся для детей образцом для подражания. Поэтому для них важна однозначность и четкость моральных характеристик – «плохой» герой должен отличаться от «хорошего» и вызывать соответствующие оценки. При этом допустимо, чтобы не было однозначно положительного героя: персонаж может совершать недостойный поступок и получать за это заслуженное осуждение со стороны других.

Нежелательны с точки зрения морального развития произведения, в которых моральные эталоны размыты или неопределенны. Например, в мультсериале «Маша и Медведь» (анимационная студия «Анимаккорд», 2009-настоящее время) симпатичная девочка Маша бывает очень эгоистичной и равнодушной. При этом ее поступки не являются предметом осуждения.

Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему. Произведения, не вызывающие эмоционального отклика ребенка, его соучастия в происходящем, или вызывающие злорадство, можно считать бесполезными и даже вредными.

Во многих произведениях, постановках происходит борьба добра со злом. Но при этом герои часто применяют физическую силу, убивают. Дети начинают перенимать такую модель поведения и вести себя агрессивно. Они  перестают понимать, что есть другие способы борьбы со злом. Важно, чтобы положительные персонажи демонстрировали конструктивные способы разрешения конфликтов (компромисс, уступка, выбор третейского судьи и др.), давали детям пример толерантности и уважения к другому.

В возрастном аспекте важна когнитивная сложность сюжета произведения, внятная логика событий: завязка, кульминация и развязка. Для детей трех лет достаточно одной сюжетной линии, и важно линейное разворачивание сюжета (от прошлого к настоящему), чтобы ребенок мог следить за событиями и понимать, что происходит.

Тематика произведения должна соответствовать особенностям жизнедеятельности ребенка. Он должен видеть и узнавать в содержании спектакля, фильма, книги что-то свое, субъективное. Главные темы – жизнь животных (или антропоморфизированных животных) и людей.

Необходимо учитывать степень соответствия центральной идеи или смысла произведения когнитивным возможностям ребенка.

Эстетические переживания органически связаны с чувствами и эмоциями ребенка. Дети раннего возраста воспринимают простые и однозначные эмоции: радость, грусть, страх и т.п. При этом все используемые изобразительные средства должны гармонировать и передавать единое настроение, определенное эмоциональное состояние.

Для маленьких детей предпочтительны произведения с хорошим концом, несущие положительные эмоции, вселяющие оптимизм, уверенность в себе и доверие к миру. 

В качестве примеров художественного произведения для детей раннего возраста можно привести сказки В. Сутеева («Кораблик», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?»), В. Бианки («Лис и мышонок»), Л. Толстого («Три медведя» и др.), «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского, «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Особо внимательными следует быть при выборе анимационной продукции. Исследования социологов показывают, что современный дошкольник проводит у экрана от 20 % до 40 % всего свободного времени. При этом он в большей степени занят просмотром мультфильмов и компьютерными играми. Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Н.Ю. Матушкина подчеркивают особую чувствительность дошкольников к информационной продукции. Любые впечатления, особенно художественные, продолжают они, оказывают определенное влияние на становление основ личности ребенка, его развитие. При этом под развитием ученые понимают не усвоение знаний, а активизацию внутренней жизни ребенка – стимуляцию его сопереживания, воображения, интереса, эмоций и пр. Поэтому мультфильмы, особенно низкого качества, при их чрезмерном потреблении, могут нанести серьезный вред формированию личности ребенка. Особенно это относится к детям младенческого и раннего возраста.

Данные исследований, проведенных в различных регионах РФ, свидетельствуют, что в среднем малышам начинают показывать мультфильмы в 1 г. 6 мес. При этом они по своему содержанию и художественным характеристикам не соответствуют интересам и возможностям детей раннего возраста: мультсериалы «Маша и Медведь», «Машины сказки», «Том и Джерри», «Барбоскины», «My Little Pony», «Робокар Полли и его друзья» и др.

Появляются даже видеопрограммы для детей младенческого возраста.

Вместе с тем, согласно большинству теорий детского развития, главным фактором развития в младенческом и раннем возрасте является общение ребенка со взрослым и комплексное сенсорное развитие, а не просмотр видеофильмов.

Просмотр мультфильмов и игра в компьютерные игры вызывают гиперстимуляцию мозга ребенка. В результате с годами одни дети начинают требовать все большего потока стимулов (увеличивается время игры на смартфоне и т.п.), другие – уходить от окружения, от общения (задержки психического, речевого развития, депрессии и т.п.).

Следует помнить также и о том, что имеются серьезные отличия восприятия ребенком реальных предметов и их восприятия на экране:

-       при просмотре телевизора глаза сфокусированы на одной плоскости. В результате этого мышцы глаз перенапрягаются;

-       изображение на экране нестабильно, оно постоянно мигает, мерцает. Это приводит к перенапряжению глаза и нервной системы;

-       при формировании непрерывного изображения используется в большей степени инерционное свойство сознания – мозг синтезирует непрерывное изображение из отрывочных кадров. Это приводит к перегрузке нервной системы.

В итоге всё это может привести к проблемам в развитии. Среди основных: ухудшение зрения, торможение собственной познавательной активности ребенка, нарушение речи, отсутствие саморегуляции, гиперактивность и аутизация, зависимость от экрана и др.

Именно в связи с этими фактами ведущие физиологи, психологи и педиатры мира детям до трех лет вообще не рекомендуют смотреть на экран как таковой, тем более просматривать ТВ-продукцию, включая мультфильмы. Поддерживает их и Всемирная организация здравоохранения.

Начинать показывать детям мультфильмы рекомендуют по достижении ими возраста трех лет. Однако просмотр должен занимать не более 10 минут в день.

Требования к отбору мультфильмов совпадают с теми, что были изложены выше для выбора информационной продукции.

Немного расширим их за счет требований к познавательным мультфильмам. Они являются хорошим способом развития любознательности ребенка, его интеллекта, воображения.

Однако совсем не любое кинопроизведение, маркированное производителем как развивающее, действительно способно выполнять эту функцию.

Тематика фильма должна соответствовать интересам и возможностям понимания детей определенного возраста. Для детей раннего возраста характерен наглядно-действенный тип мышления. Это значит, что сенсорные эталоны (формы, размеры, свойства материала и т.д.) усваиваются ребенком в процессе его самостоятельных практических действий с реальными предметами, поэтому вербальные или экранные способы их подачи бесполезны (например, мультсериал «Малышарики»). Однако если по мотивам серии разработать конспект занятия, проиграть сюжет с реальными предметами, то польза будет очевидна.

Попытка донести моральные ценности в форме познавательного мультфильма сделана в сериале «Лунтик». Вместе с тем, детям трех лет предлагаемый его создателями способ ознакомления с нравственным правилом и сама его формулировка не понятна. Они не запомнят идею и не воспроизведут ее в реальном поведении.

В возрасте трех лет любое восприятие предмета или явления непосредственно связывается с чувством, «примеряется на себя». Ребенок только начинает знакомство с миром. Для него подойдут познавательные фильмы, сообщающие наглядные факты, общие связи между явлениями. Особенный интерес представляют новые знания, связанные с его личным опытом.

В одном сюжете (мультфильме) для ребенка трех лет не должны совмещаться знания, относящиеся к разным предметным областям (например, счёт и ознакомление с цветом).

Нежелательным является использование сказочных персонажей в познавательном контексте, т.к. это разрушает целостность сказки, которая сама по себе является для ребенка важным средством развития.

Нельзя использовать карикатурных персонажей, например сумасшедших профессоров и др.