Актуальная одаренностьэто психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. |
Амбивалентность (двойственность, двусмысленность)двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта — например, симпатии и антипатии. |
«Астения переутомления» или синдром «эмоционального выгорания»психологическое состояние, характеризующееся упадком сил, недовольством собой, сопряженном с чувством вины, и тревожными состояниями; пессимистической настроенностью, депрессией, агрессивными тенденциями и раздражительностью к людям и к себе. |
Аутоагрессияагрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства |
Диссинхронияярко выраженная неравномерность психического развития. |
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенкааспекты поведения, которые характеризуют способы деятельности. |
Интерличностный интеллектесть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт). |
Интраличностный интеллектпредставляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель). |
«Клейкость» знаний одаренного ребенкаумение схватывать и усваивать соответствующую интеллектуальной направленности информацию |
Лингвистический интеллектспособность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист). |
Логико-математический интеллектспособность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый). |
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенкаотношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. |
Музыкальный интеллектспособности исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор). |
Общая интеллектуальная одаренностьдети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. |
Общие способностиэто способности, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности, такие как внимание, память, сообразительность. |
Одаренностьэто системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. |
Одаренный ребенокэто ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. |
Перфекционизмпостоянное стремление к самосовершенствованию, старание всё делать максимально хорошо, постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения. |
Полоролевые установкиэто правила социального поведения, типичные для х для представителя данного пола. |
Потворствованиестиль воспитания, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание – для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т. д. |
Потенциальная одаренностьэто психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. |
Пространственный интеллектспособности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург). |
Саморегуляция психологическаяцеленаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью. |
Сензитивные периоды развитияэто период в возрастном развитии человека, благоприятный для формирования у него определенных психологических качеств в познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферах. |
Специальные способностиэто способности, которые проявляются только в отдельных видах деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, рисовании, пении. |
Способностиэто индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. |
Телесно-кинестезический интеллектспособности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик). |
Художественная одаренностьвысокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. |