Saturday, 4 May 2024, 16:07
Сайт: Онлайн-образование с АлтГПУ
Курс: Раннее развитие детей в возрасте до 3-х лет (Раннее развитие детей в возрасте до 3-х лет)
Глоссарий: Глоссарий
А

Аппликация

(от лат. – присоединение) – способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Б

Беседа

организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания

Г

Госпитализм

глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка

Д

Дети группы риска

дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях, в социально-опасном положении.

И

Информационная безопасность детей

это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию

К

Конструирование

(от лат. складывать, расставлять)  - означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Кризис возрастного развития

это особый, относительно непродолжительный по времени (до года) период развития человека, характеризующийся резкими психическими, физическими и физиологическими изменениями. Относится к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития

Л

Лекотека

(от шведского слова «leco» - игрушка и греческого «theke» - хранилище) – вариативная форма дошкольного образования, реализующая инклюзивную практику. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей  с особыми образовательными потребностями,   не имеющими возможности посещать дошкольное образовательное учреждение.

М

Методы эстетического воспитания

это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач эстетического воспитания.

 

Мотив

эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности.

Н

Наблюдение

целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении

П

Пояснение

словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате.

Продукт деятельности

результат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи.

Продуктивная деятельность

деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

Продуктивное восприятие

это отражение ребенком предмета или явления в целом при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Продуктивность

качество деятельности, оно характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели.

Р

Развивающая образовательная среда

это система влияний и условий формирования свободной и активной личности, также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Развивающая предметная среда

это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (Новоселова С.Л.)

Ранний возраст

это стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет

Ранняя помощь

комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности их родителей (законных представителей).

С

Сензитивные периоды

это оптимальные сроки развития определенных психических способностей.

Сензитивный возраст

(от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.

Сензитивный возраст

(от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.

Сенсорное развитие ребенка

это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сенсорные эталоны

(англ. sensory standards) - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. (А. В. Запорожец). Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, и др. 

Х

Художественное воспитание

часть эстетического воспитания, оно реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно-педагогической деятельности.

Художественное слово

источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, создания эмоционального настроя на творческий процесс.

Ц

Цель

осознанное представление ребенка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих некую последовательность.

Центры игровой поддержки ребенка

структурное подразделение госучреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, направленное на осуществление психолого-педагогической деятельности с детьми на основе современных методов организованной игровой деятельности.

Э

Эстетическая деятельность

духовно-практическая, эмо­ционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью — гармонизация себя, мира и своих отношений с миром.

Эстетическая культура личности

это результат активного, творческого освоения личностью культурного наследия общества. 

Эстетические способности

мотивационно-эмоционально-когнитивный комплекс свойств (качеств), обеспечивающий ос­воение и созидание человеком эстетических аспектов мира.

Эстетическое воспитание

целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. В более узком смысле, эстетическое воспитание  - содержание, методы и формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Эстетическое развитие

процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области художественного творчества и искусства.