Глоссарий


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  (Далее)
  Все

А

Актуальная одаренность

это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.


Амбивалентность (двойственность, двусмысленность)

двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта — например, симпатии и антипатии.


«

«Астения переутомления» или синдром «эмоционального выгорания»

психологическое состояние, характеризующееся упадком сил, недовольством собой, сопряженном с чувством вины, и тревожными состояниями; пессимистической настроенностью, депрессией, агрессивными тенденциями и раздражительностью к людям и к себе.


А

Аутоагрессия

агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства


Д

Диссинхрония

ярко выраженная неравномерность психического развития.


И

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка

аспекты поведения, которые характеризуют способы деятельности.


Интерличностный интеллект

есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).


Интраличностный интеллект

представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель).


«

«Клейкость» знаний одаренного ребенка

умение схватывать и усваивать соответствующую интеллектуальной направленности информацию


Л

Лингвистический интеллект

способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).


Логико-математический интеллект

способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).


М

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка

отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.


Музыкальный интеллект

способности исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор).


О

Общая интеллектуальная одаренность

дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.


Общие способности

это способности, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности, такие как внимание, память, сообразительность.


Одаренность

это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.


Одаренный ребенок

это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


П

Перфекционизм

постоянное стремление к самосовершенствованию, старание всё делать максимально хорошо, постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.


Полоролевые установки

это правила социального поведения, типичные для х для представителя данного пола.


Потворствование

стиль воспитания, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание – для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т. д.


Потенциальная одаренность

это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.


Пространственный интеллект

способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).


С

Саморегуляция психологическая

целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.


Сензитивные периоды развития

это период в возрастном развитии человека, благоприятный для формирования у него определенных психологических качеств в познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферах.


Специальные способности

это способности, которые проявляются только в отдельных видах деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, рисовании, пении.


Способности

это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.


Т

Телесно-кинестезический интеллект

способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).


Х

Художественная одаренность

высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.



Страница:  1  2  3  (Далее)
  Все