Глоссарий
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
Б |
---|
Беседаорганизованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания | |
Г |
---|
Госпитализмглубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка | |
Д |
---|
Дети группы рискадети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях, в социально-опасном положении. | |
И |
---|
Информационная безопасность детейэто состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию | |
К |
---|
Конструирование(от лат. складывать, расставлять) - означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. | |
Кризис возрастного развитияэто особый, относительно непродолжительный по времени (до года) период развития человека, характеризующийся резкими психическими, физическими и физиологическими изменениями. Относится к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития | |
Л |
---|
Лекотека(от шведского слова «leco» - игрушка и греческого «theke» - хранилище) – вариативная форма дошкольного образования, реализующая инклюзивную практику. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особыми образовательными потребностями, не имеющими возможности посещать дошкольное образовательное учреждение. | |
М |
---|
Методы эстетического воспитанияэто способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач эстетического воспитания.
| |
Мотивэмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности. | |
Н |
---|
Наблюдениецеленаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении | |
П |
---|
Пояснениесловесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. | |
Продукт деятельностирезультат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи. | |
Продуктивная деятельностьдеятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. | |
Продуктивное восприятиеэто отражение ребенком предмета или явления в целом при непосредственном их воздействии на органы чувств. | |
Продуктивностькачество деятельности, оно характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели. | |
Р |
---|
Развивающая образовательная средаэто система влияний и условий формирования свободной и активной личности, также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. | |
Развивающая предметная средаэто система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (Новоселова С.Л.) | |
Ранний возрастэто стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет | |
Ранняя помощькомплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности их родителей (законных представителей). | |
С |
---|
Сензитивные периодыэто оптимальные сроки развития определенных психических способностей. | |
Сензитивный возраст(от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. | |
Сензитивный возраст(от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. | |
Сенсорное развитие ребенкаэто развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. | |
Сенсорные эталоны(англ. sensory standards) - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. (А. В. Запорожец). Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, и др. | |
Х |
---|
Художественное воспитаниечасть эстетического воспитания, оно реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно-педагогической деятельности. | |
Художественное словоисточник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, создания эмоционального настроя на творческий процесс. | |
Ц |
---|
Цельосознанное представление ребенка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих некую последовательность. | |
Центры игровой поддержки ребенкаструктурное подразделение госучреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, направленное на осуществление психолого-педагогической деятельности с детьми на основе современных методов организованной игровой деятельности. | |
Э |
---|
Эстетическая деятельностьдуховно-практическая, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью — гармонизация себя, мира и своих отношений с миром. | |
Эстетическая культура личностиэто результат активного, творческого освоения личностью культурного наследия общества. | |
Эстетические способностимотивационно-эмоционально-когнитивный комплекс свойств (качеств), обеспечивающий освоение и созидание человеком эстетических аспектов мира. | |
Эстетическое воспитаниецеленаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. В более узком смысле, эстетическое воспитание - содержание, методы и формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки. | |
Эстетическое развитиепроцесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области художественного творчества и искусства. | |