Глоссарий


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  (Далее)
  Все

А

Аппликация

(от лат. – присоединение) – способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.


Б

Беседа

организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания


Г

Госпитализм

глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка


Д

Дети группы риска

дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях, в социально-опасном положении.


И

Информационная безопасность детей

это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию


К

Конструирование

(от лат. складывать, расставлять)  - означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.


Кризис возрастного развития

это особый, относительно непродолжительный по времени (до года) период развития человека, характеризующийся резкими психическими, физическими и физиологическими изменениями. Относится к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития


Л

Лекотека

(от шведского слова «leco» - игрушка и греческого «theke» - хранилище) – вариативная форма дошкольного образования, реализующая инклюзивную практику. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей  с особыми образовательными потребностями,   не имеющими возможности посещать дошкольное образовательное учреждение.


М

Методы эстетического воспитания

это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач эстетического воспитания.

 


Мотив

эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности.


Н

Наблюдение

целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении


П

Пояснение

словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате.


Продукт деятельности

результат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи.


Продуктивная деятельность

деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.


Продуктивное восприятие

это отражение ребенком предмета или явления в целом при непосредственном их воздействии на органы чувств.


Продуктивность

качество деятельности, оно характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели.


Р

Развивающая образовательная среда

это система влияний и условий формирования свободной и активной личности, также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.


Развивающая предметная среда

это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (Новоселова С.Л.)


Ранний возраст

это стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет


Ранняя помощь

комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности их родителей (законных представителей).


С

Сензитивные периоды

это оптимальные сроки развития определенных психических способностей.


Сензитивный возраст

(от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.


Сензитивный возраст

(от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.


Сенсорное развитие ребенка

это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.


Сенсорные эталоны

(англ. sensory standards) - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. (А. В. Запорожец). Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, и др. 


Х

Художественное воспитание

часть эстетического воспитания, оно реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно-педагогической деятельности.


Художественное слово

источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, создания эмоционального настроя на творческий процесс.


Ц

Цель

осознанное представление ребенка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих некую последовательность.


Центры игровой поддержки ребенка

структурное подразделение госучреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, направленное на осуществление психолого-педагогической деятельности с детьми на основе современных методов организованной игровой деятельности.


Э

Эстетическая деятельность

духовно-практическая, эмо­ционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью — гармонизация себя, мира и своих отношений с миром.


Эстетическая культура личности

это результат активного, творческого освоения личностью культурного наследия общества. 


Эстетические способности

мотивационно-эмоционально-когнитивный комплекс свойств (качеств), обеспечивающий ос­воение и созидание человеком эстетических аспектов мира.


Эстетическое воспитание

целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. В более узком смысле, эстетическое воспитание  - содержание, методы и формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.


Эстетическое развитие

процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области художественного творчества и искусства.



Страница:  1  2  3  4  (Далее)
  Все