Глоссарий


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все

А

Академический интеллект

способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и др.); проявляется в уровне учебной успеваемости. Соотносится с уровнем развития общего интеллекта. 


Актуальная одаренность

это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.


Б

Биологический интеллект

особенности функционирования структур головного мозга, отвечающие за познавательную активность, т.е.  физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга.  


В

Вербальный интеллект

возможность анализировать, систематизировать и воспроизводить информацию в виде речевых (вербальных) сигналов. 


Воспитание

это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы.


Вундеркинд

дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе.


Г

Ге́ндер

(англ. gender, от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности.


Гениальность

высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. 


Гений

выдающийся человек, обладающий вышей степенью одарённости. 


Д

Дивергентные способности, операции, дивергентное мышление

метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.


Дисграфия

психологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием. Как полагает Ж.Ш.


Дисграфия

это фрагментарное отклонение, возникающее в письменной речевой деятельности, обусловленное недостаточной развитостью (или распадом) функций психики, участвующих в воспроизведении и управлении письменной речью.


Дислекси́я

избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.


Диссинхрония

психологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием. Как полагает Ж.Ш. 


Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств 'гомогенная группа)

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.


И

Интеллект

качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.


Интеллект кристаллизированный

преобразовывать в новое качество своих знаний.


Интеллект общий

это общая способность к познанию, пониманию, анализу и синтезу всего. Это позволяет индивиду гармонично функционировать в социуме, разрешать возникающие проблемы и задачи. 


Интеллект социальный

способность понимать других людей, определяющая успешность общения и социальной адаптации (понимание поступков, действий, речи, жестов, мимики людей).


К

Конфо́рмность

изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.


Креатив

проявление творческих способностей индивида.


Креативность

творческие способности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы.


Критическое мышление

это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.


Л

Локус контроля

это теоретическое понятие в психологии, которое характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо только внутренним, либо только внешним факторам.


М

Мотива́ция

(от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребностью.


Мышление

психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Это образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.


Н

Невербальный интеллект

тип мышления, опирающийся на образы и представления. Он тесно связан с развитием мыслительной деятельности, наглядно-действенного типа.


О

Обучаемость

совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. Это способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности.


Обучение

это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.


Одарённость

качественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека или группы людей в отличие от черт характера.


Организация психологической службы

это совокупность методических и психологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении.


П

Потенциальная креативность

креативность в возможности. Чтобы креативность в возможности стала креативностью в действительности, она должна претерпеть кардинальное преобразование от подражания до истинного творчества посредством освоения индивидом определенного вида деятельности.


Потенциальная креативность

креативность в возможности. Чтобы креативность в возможности стала креативностью в действительности, она должна претерпеть кардинальное преобразование от подражания до истинного творчества посредством освоения индивидом определенного вида деятельности.


Потенциальная одаренность

это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.


Потребность познавательная

ощущаемая челове­ком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения постав­ленной цели при выполнении теоретического или практического задания.


Проблемное обучение

организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.


Проблемное обучение

способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.


Психологическое здоровье

оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами


Р

Развитие

это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.


Рефлексивное мышление

процесс, осуществляющийся на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и на основе осознания необходимости такой связи. Осознание представляет собой процесс концептуализации, т.е. реконструкции схемы действия и преобразования ее в понятие.


Рефле́ксия

это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.


С

Саморегуляция

свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.


Скрытая одаренность

выделение этой формы можно объяснить теми же причинами, что и выделение потенциальной одаренности, ведь нередко «в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов».


Способности

это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.


Способности общие

индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности. Это способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).


Способности специальные

система свойств личности, которая обеспечивает высокие результаты не только в овладении знаниями, но и в творческом овладении какой-либо творческой деятельностью.


Способности специфические

это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.


Т

Террасье, диссинхрония

это состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением.


Террасье, диссинхрония

это состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением.


Тренинг

это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за краткий срок.


Э

Эмпати́я

осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.



Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все