Глоссарий
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
Академический интеллектспособность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и др.); проявляется в уровне учебной успеваемости. Соотносится с уровнем развития общего интеллекта. | |
Б |
---|
Биологический интеллектособенности функционирования структур головного мозга, отвечающие за познавательную активность, т.е. физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга. | |
В |
---|
Вербальный интеллектвозможность анализировать, систематизировать и воспроизводить информацию в виде речевых (вербальных) сигналов. | |
Воспитаниеэто целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. | |
Вундеркинддети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе. | |
Г |
---|
Ге́ндер(англ. gender, от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. | |
Гениальностьвысший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. | |
Генийвыдающийся человек, обладающий вышей степенью одарённости. | |
Д |
---|
Дивергентные способности, операции, дивергентное мышлениеметод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. | |
Дисграфияпсихологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием. Как полагает Ж.Ш. | |
Дисграфияэто фрагментарное отклонение, возникающее в письменной речевой деятельности, обусловленное недостаточной развитостью (или распадом) функций психики, участвующих в воспроизведении и управлении письменной речью. | |
Дислекси́яизбирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. | |
Диссинхронияпсихологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием. Как полагает Ж.Ш. | |
Дифференцированное обучение - это:1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств 'гомогенная группа) 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. | |
И |
---|
Интеллекткачество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. | |
Интеллект кристаллизированныйпреобразовывать в новое качество своих знаний. | |
Интеллект общийэто общая способность к познанию, пониманию, анализу и синтезу всего. Это позволяет индивиду гармонично функционировать в социуме, разрешать возникающие проблемы и задачи. | |
Интеллект социальныйспособность понимать других людей, определяющая успешность общения и социальной адаптации (понимание поступков, действий, речи, жестов, мимики людей). | |
К |
---|
Конфо́рмностьизменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. | |
Креативпроявление творческих способностей индивида. | |
Креативностьтворческие способности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы. | |
Критическое мышлениеэто один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. | |
Л |
---|
Локус контроляэто теоретическое понятие в психологии, которое характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо только внутренним, либо только внешним факторам. | |
М |
---|
Мотива́ция(от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребностью. | |
Мышлениепсихический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Это образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. | |
Н |
---|
Невербальный интеллекттип мышления, опирающийся на образы и представления. Он тесно связан с развитием мыслительной деятельности, наглядно-действенного типа. | |
О |
---|
Обучаемостьсовокупность интеллектуальных свойств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. Это способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности. | |
Обучениеэто целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. | |
Одарённостькачественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека или группы людей в отличие от черт характера. | |
Организация психологической службыэто совокупность методических и психологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении. | |
П |
---|
Потенциальная креативностькреативность в возможности. Чтобы креативность в возможности стала креативностью в действительности, она должна претерпеть кардинальное преобразование от подражания до истинного творчества посредством освоения индивидом определенного вида деятельности. | |
Потенциальная креативностькреативность в возможности. Чтобы креативность в возможности стала креативностью в действительности, она должна претерпеть кардинальное преобразование от подражания до истинного творчества посредством освоения индивидом определенного вида деятельности. | |
Потенциальная одаренностьэто психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. | |
Потребность познавательнаяощущаемая человеком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения поставленной цели при выполнении теоретического или практического задания. | |
Проблемное обучениеорганизованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. | |
Проблемное обучениеспособ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. | |
Психологическое здоровьеоптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами | |
Р |
---|
Развитиеэто закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. | |
Рефлексивное мышлениепроцесс, осуществляющийся на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и на основе осознания необходимости такой связи. Осознание представляет собой процесс концептуализации, т.е. реконструкции схемы действия и преобразования ее в понятие. | |
Рефле́ксияэто обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. | |
С |
---|
Саморегуляциясвойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне. | |
Скрытая одаренностьвыделение этой формы можно объяснить теми же причинами, что и выделение потенциальной одаренности, ведь нередко «в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов». | |
Способностиэто свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. | |
Способности общиеиндивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности. Это способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.). | |
Способности специальныесистема свойств личности, которая обеспечивает высокие результаты не только в овладении знаниями, но и в творческом овладении какой-либо творческой деятельностью. | |
Способности специфическиеэто способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде. | |
Т |
---|
Террасье, диссинхронияэто состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением. | |
Террасье, диссинхронияэто состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением. | |
Тренингэто интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за краткий срок. | |
Э |
---|
Эмпати́яосознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии. | |