Система дополнительного образования для взрослых обязана своевременно реагировать на новые запросы семьи и государства. Педагогика раннего возраста – область научного знания, изучающая особенности и закономерности воспитания и обучения детей первых трех лет жизни. На протяжении нескольких лет программы по раннему развитию детей входят в тройку самых востребованных среди родителей. Но их содержание не остается неизменным, оно обогащается и качественно обновляется на основе новых научных исследований, модифицируется в соответствии с предъявляемыми к системе образования и родителями требованиями.
Объем психолого-педагогических сведений, относящихся к раннему детству, колоссально возрастает. Сориентироваться в информационном потоке, в разнообразии существующих концепций и систем развития малышей позволяет изучение методологических оснований педагогики раннего возраста, ее теоретических аспектов.
Раннее детство – уникальный период онтогенеза, отличающийся стремительностью физического, психического и личностного развития ребенка и его исключительной зависимостью от взрослого, которая проявляется в социальной ситуации их непосредственного (в младенчестве) и опосредованного предметом (в раннем возрасте) взаимодействия. Этим обусловлена высокая значимость педагогической компетентности родителей и их огромная ответственность за результаты как спонтанно складывающегося, так и целенаправленно организуемого воспитания и обучения малыша.
В предлагаемом курсе рассматриваются вопросы ведущих линий развития ребенка в период раннего детства, кризисные точки его развития. Родители знакомятся с методиками раннего обучения и развития ребенка. Получают представление об основах ранней помощи детям с риском развития ограничений жизнедеятельности. Осваивают технологии продуктивных видов деятельности с ребенком раннего возраста дома (лепка, рисование, аппликация, конструирование). Учатся проводить экспертизу игр и игрушек, составлять портфолио ребенка, получают рекомендации по выбору книг, мультипликации для ребенка раннего возраста.
Цель курса – формирование и развитие родительских компетенций в области воспитания, обучения и развития детей раннего возраста; изучение теоретических и практических основ вовлечения детей раннего возраста, в том числе детей с риском развития ограничений жизнедеятельности или уже имеющими такие ограничения, в естественные жизненные ситуации; формирование позитивных отношений детей и родителей (законных представителей); развитие у родителей компетенций для эффективной современной сопровождающей деятельности семьи с ребенком раннего возраста.
После завершения курса слушатели будут знать:
- особенности и потенциальные возможности развития детей раннего возраста;
- задачи и содержание работы с детьми раннего возраста в каждом из периодов от рождения до трех лет;
- специфику организации предметно-пространственной среды для ребенка раннего возраста в семье;
- принципы создания естественных жизненных ситуаций и организации культурных практик для детей раннего возраста, в том числе детей раннего возраста с риском развития ограничений жизнедеятельности или уже имеющими такие ограничения.
Формируемые компетенции: освоение программы вносит вклад в формирование следующих общекультурных, социальных компетенций у родителей, имеющих детей в возрасте до трех лет в области воспитания и развития ребенка, взаимодействия родителей с другими участниками образовательного процесса, в образовательных организациях дошкольного образования:
- способен организовывать и реализовывать различные виды деятельности детей раннего возраста в условиях семейного воспитания с учетом их индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей;
- способен проектировать и создавать безопасную и психологически комфортную образовательную среду для ребенка раннего возраста в семье;
- способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ в группах раннего возраста.
Содержание курса:
Модуль 1. Своеобразие периода раннего детства и его значение для формирования личности
Модуль 2. Виды деятельности ребенка раннего возраста
Модуль 3. Образовательная среда для ребенка раннего возраста
Модуль 4. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как фактор развития личности ребенка раннего возраста
Количество лекций: 16
Длительность курса (в неделях): 2 недели
Общая трудоемкость: 2 з.е.
Правообладатель: ФГБОУ ВО Алтайский государственный педагогический университет
Выдается сертификат: нет
Ближайший старт: неизвестно
- Учитель: Юлия Атемаскина
- Учитель: Ольга Давыдова
- Учитель: Елена Дёмина
- Учитель: Нина Казюк
- Учитель: Наталья Сазонова
- Учитель: Нелли Шайдурова