Тема 1.1. Психолого-педагогические основы позитивного воспитания и развития позитивного мышления ребенка в семье

Вопрос 8. Практическое применение технологий позитивного воспитания

Что такое педагогическая система? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим историю о двух приятелях: одного из них зовут Сергей, другого – Виталий.

Сергей и Виталик выросли в городе N на одной из улиц, которые принято называть «бандитскими». На самом деле улица, конечно, самая обыкновенная, просто на этой улице существовала компания ребят, занимавшихся мелким хулиганством. В нее входили абсолютно все мальчики, жившие на этой улице. Отношения же внутри этой группы были обычными для такого рода «бандитских» образований, т. е. – либо подчиняешь, давишь, либо подчиняешься, пресмыкаешься.

Достигнув определенного возраста, Сергей и Виталик также влились в эту компанию. Что же с ними произошло? И тот и другой стояли в отношении духовного, интеллектуального развития заметно выше других ребят на этой улице, поэтому оба оказались в крайнем положении. Сергей, будучи весьма физически сильным, активным, целеустремленным, волевым, постепенно стал в позицию «Диктатора». Виталик же, физически слабый, больной и к тому же еще несколько слабохарактерный, оказался в положении «Козла отпущения». Над ним попросту издевались, причем порой очень грубо. Постепенно Виталик стал замкнутым, малообщительным, застенчивым, мечтательным, полюбил одиночество, стал увлекаться всякими «тихими» занятиями вроде музыки, чтения и т. п. У Сергея же выработался так называемый «деспотический» характер. В настоящее время и Сергею, и Виталию уже за 30 лет. Оба больше не живут (и давно) на той улице, оба женаты, имеют детей, оба преуспевают на работе. Но характер, психологический склад у них обоих остался тот же: Сергей – по-прежнему деспот, Виталий – по-прежнему мечтатель, больше всего на свете любящий одиночество.

Эта иллюстрация подводит нас к пониманию педагогической системы, представляющей собой определенную постоянную систему взаимоотношений внутри какой-то данной относительно замкнутой группы, которая дает всегда определенный заданный воспитательный результат.

В представленном примере эта система продуцирует два психологических типа: неприспособленных к жизни застенчивых мечтателей и деспотов, привыкших подавлять. Причем и тот, и другой являются, продуктом одной и той же системы, как «оборотные стороны одной медали». Системой называют также теорию, на которой базируется ее деятельность. Какие же существуют педагогические системы?

Обычно выделяют три типа педагогических систем. Так как выделение именно трех систем – авторитарной, либеральной, демократической – является общепринятым, рассмотрим их в соответствии с традицией.

Приведенный выше пример является иллюстрацией к авторитарной педагогической системе воспитания. Каковы продукты авторитарной системы, мы уже видели. Авторитарная система воспитания является во всем мире наиболее распространенной (пока по крайней мере). Причина тому проста: это самая примитивная система, не требующая специальных педагогических знаний и подготовки. Процветает пока эта система и в российских школах, и в российских семьях.

В авторитарной системе можно выделить две подсистемы – жесткую и мягкую. В жесткой подсистеме повиновения добиваются с помощью физической силы, крика и прямого давления, в мягкой – косвенными методами. Так как мягкую подсистему авторитарной системы воспитания частенько путают с либеральной и даже с демократической системами.

Что такое, собственно говоря, «авторитет»? Какой родитель становится авторитетным для своего ребенка? Тот, который обладает большей духовной силой, большей силой воли. Дети же, чувствующие силу или слабость человека, склонны всегда подчиняться силе. Некоторые считают, что духовная сила хороша уже потому, что она духовная, что это некая благородная, чистая (в отличие от физической) сила, и что поэтому хорошо, когда человек подчиняется этой силе. Так ли это?

Ряд педагогов-ученых полагают, что как постыдно физически более сильному принуждать физически более слабого ради своей выгоды, так постыдно и духовно более сильному пользоваться своей силой для подчинения духовно более слабого. Никакой качественной разницы здесь нет. То и другое только разные формы подчинения.

Человек должен совершать тот или иной поступок не вследствие влияния на него внешних причин, людей и т.п., а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из Осознанной необходимости данного поступка, из убеждения в его истинности. Первое есть рабство, второе свобода. Цель нормального воспитания состоит, таким образом, не в том, чтобы ученик слушался какого-то, пусть самого прекрасного учителя, а в том, чтобы он слушался себя.

Как же научить этому ребенка? Человек не может научиться поступать правильно, если не дать ему возможности делать ошибки. Однако роль воспитателя состоит в том, чтобы, с одной стороны, исключить возможность серьезных, роковых ошибок, и здесь несомненно возможно и нужно применять принуждение в какой угодно форме; с другой стороны, в том, чтобы облегчить путь научения, ускорить его.

Одна из распространенных ошибок состоит также в том, что положительные плоды воспитания авторитетных родителей видят в том, что их дети ведут себя хорошо. Но на занятиях у слабого учителя эти же дети ведут себя отвратительно, зачастую просто издеваются над этим учителем, т. е. эти дети (которые являются объектом труда, объектом воспитания «авторитетного» родителя) приучаются подчиняться сильному и издеваться над слабым. В этом и состоит, собственно говоря, главный итог воспитания, основанного на авторитете.

Итак, мягкая подсистема авторитарной системы – это и есть подавление с помощью интеллекта, духовной силы, силы воли и тому подобными «чистыми» методами. Суть, однако, та же.

Что же, авторитет родителям не нужен? Нужен. Но авторитет – средство воспитания, а любое средство хорошо тогда, когда оно правильно применяется. Авторитет – это средство, которое, так сказать, должно стремиться к самоуничтожению, или, вернее, к само неприменению. Он нужен лишь до тех пор, пока ребенок еще не умеет пользоваться своей свободой. Когда же он этому научается, авторитет становится ненужным: он остается, но уже не применяется. В практике работы многих родителей, к сожалению, авторитет часто превращается в самоцель и не служит свободе ребенка, а отучает от нее.

В дополнение к тому, что уже сказано об авторитарной системе, несколько цифр американского психолога Курта Левина: драки между детьми в «авторитарных» семьях происходят в 5 раз чаще, чем в «демократических». Тот же К. Левин отмечает: в «авторитарных» семьях дети раздражительны, эгоистичны, сестры и братья не дружат между собой, их отношения часто враждебные. И самая главная особенность авторитарной системы в том, что не родители существует для ребенка, а, наоборот, ребенок для родителей.

Сущность либеральной системы совершенно та же, что и авторитарной: заставить ребенка делать не то, что ему нужно, а то, что хочется учителю, облегчить «труд» учителя, т. е. фактически то же завуалированное подавление.

В самом деле, часто говорят, что основные средства воспитания – это «кнут и пряник» (на самом деле это, конечно, не так). Такой концепции придерживаются как авторитарная, так и либеральная системы воспитания. Разница же между ними состоит в том, что авторитарная делает преимущественную ставку на кнут (не гнушаясь и пряником), а либеральная – на пряник (иногда прибегая и к кнуту). Вот почему выделение либеральной системы как особой системы воспитания, является по сути ошибочным.

Демократическая система воспитания является единственной подлинной системой воспитания. Основные теоретики демократического воспитания – Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Вы можете самостоятельно прочесть работы этих авторов и узнать сущность демократического воспитания. В чем же его отличие от авторитарной и либеральной систем?

Демократическая система полагает, что никакое средство воспитания не может быть хорошим или плохим само по себе, любое средство можно применять. Оправданность применения того или иного средства определяется результатом. Нельзя делать ни того, что хочется педагогу, ни того, что хочется ребенку, а необходимо делать только то, что объективно нужно для счастья, для духовного здоровья ребенка. «Кнут и пряник» являются несовершенными, весьма второстепенными средствами воспитания, их постоянное применение является ошибочным. Главными средствами воспитания являются человеческие отношения и условия жизни человека – те орудия, которые не находятся непосредственно в руках педагога и не им выдуманы, но существуют объективно. Педагогическая позиция воспитателя в этом случае скрыта от воспитанника, воспитанник не знает, чего от него хочет педагог (лучше всего, если вообще не знает, что его воспитывают).

Демократическая система позитивного воспитания является единственной, которая учит детей не быть орудием в руках других людей, а сознавать свои нужды, силы, способности и свободно определять свое поведение. Свободный выбор – это одновременно и условие, и результат демократического позитивного воспитания.